Джантухский могильник в Абхазии

Могильник Джантухский эпохи поздней бронзы — раннего железного века находится в горной части Юго-Восточной Абхазии, на горе Джантух у пос. Акармара (г. Ткуарчал) в ущелье р. Аалдзга (Галидзга). Этот яркий памятник эпизодически исследовался группой абхазских археологов в 1981, 1983 и 1985 гг. Гораздо больше внимания ему «уделили» местные кладоискатели, в итоге значительная часть могильника была разрушена.

В 2006 г. совместная экспедиция Института археологии РАН (А.Ю. Скаков), Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АН Абхазии и Абхазского государственного музея (А.И. Джопуа) начала работы на Джантухском могильнике. С тех пор исследования памятника проводятся ежегодно (с 2009 г. — при поддержке грантов РГНФ). Полностью исследованы шесть погребальных ям (одна из них двухслойная), два индивидуальных погребения в ямах-колодцах. Изученные комплексы относятся к XIII–XI вв. до н.э. (нижний слой погребальной ямы 6), IX в. до н.э. (погребения 2 и 3), рубежу VIII–VII вв. до н.э. (верхний слой погребальной ямы 6), VII–V вв. до н.э. (погребальная яма 7), V–III вв. до н.э. (погребальные ямы 3–5 и 8). В настоящее время исследуется сложный погребально-поминальный комплекс, состоящий из каменных вымосток и погребальной ямы и бытующий с VI по II в. до н.э. Отдельные находки позволяют допускать наличие на могильнике более ранних погребальных ям, относящихся, видимо, к первой половине II тыс. до н.э.

Традиционно памятники Абхазии начала–середины I тыс. до н.э. относят к колхидской археологической культуре, но специфика Джантухского могильника, проявляющего явные черты сходства с кобанскими памятниками северных склонов Главного Кавказского хребта, заставляет несколько пересмотреть это мнение. В настоящее время можно говорить о существовании кобано-колхидской культурно-исторической общности, в рамках которой выделяется целый ряд родственных или, по меньшей мере, взаимосвязанных археологических культур. Одной из них была ингури-рионская культура, занимавшая территорию современной Западной Грузии и Восточной Абхазии (древней Колхиды). В свою очередь в ее рамках выделяется локальный вариант, представленный Джантухским могильником и рядом других памятников.

Отличительной особенностью этой археологической культуры был в первую очередь вторичный обряд погребения при захоронении человеческих останков в коллективных кремационных погребальных ямах. Как удалось установить, этот погребальный обряд появляется в Колхиде не на рубеже VII–VI или в VIII в. до н.э., как считалось еще недавно, а гораздо раньше. При этом первоначально бытовала кремация «на стороне», сменившаяся в VII–V вв. до н.э.

кремацией «на месте». На памятнике прослежена и такая ранее неизвестная особенность «колхидского» погребального обряда, как создание в дне могильных ям «тайников», заполненных пережженным бронзовым и железным инвентарем. По сообщениям античных письменных источников, умершие «колхи» помещались на деревьях, в священных рощах. В эпоху греческой колонизации вторичный обряд продолжал бытовать только во внутренних районах Колхиды, поэтому информация о нем могла попасть к античным авторам двумя путями — либо как отрывочные рассказы об обычаях горцев Большого Кавказа, либо как легендарные мотивы, восходящие к первым эллинским поселенцам и связываемые с временами аргонавтов. Видимо поэтому все античные источники ничего не говорят о последующем за «выставлением» тела погребении останков.

Специфика могильника проявляется как в керамике, сохраняющей при этом свой «колхидский» облик, так и практически во всех основных категориях инвентаря. Это и уникальные орнаментированные костяные бусы, и многочисленная бронзовая зооморфная пластика, и разнообразные подвески, браслеты, гривны. Наконец, отметим золотые изделия — высокохудожественную подвеску в виде баранчика и местное подражание статеру Александра Македонского.

Полученный за эти годы материал поистине огромен, целый спектр проблем благодаря находкам на Джантухском могильнике может быть решен по-новому. В частности, получены данные, меняющие представление о связях ранних кочевников с кобано-колхидскими племенами, о транскавказских контактах древности, о механизмах формирования колхидских культур и роли в этом процессе центральнокавказского воздействия. Интересна новая информация о механизмах проникновения в горные районы Западного Кавказа античного импорта, достаточно многочисленного на Джантухском могильнике. Обращает на себя внимание архаичность как инвентаря, так и погребального обряда данного могильника, сохраняющего многие черты и элементы культуры, уже исчезнувшие в памятниках низменностей и предгорий.

А.Ю. Скаков

Электронная версия издания