Ластадия Альштадта Кенигсберга

В 2010–2014 гг. Самбийская экспедиция проводила спасательные раскопки на территории Ластадии Альштадта Кенигсберга. Ластадия — портовый и складской район, типичный для ганзейских городов Европы. Исследованные участки (площадью около 5000 м2, мощность культурного слоя 3–6 м) расположены на участке поймы р. Преголя в 10–30 м от современного уреза воды. Высокий уровень увлажненности обеспечил хорошие условия для сохранения органики.

Выявлены остатки фортификационных сооружений — ров и кирпичная оборонительная стена Альштадта XIV–XVII вв., и, возможно, предшествующих им более ранних оборонительных сооружений — деревянного частокола и рва перед ним. В период развитого средневековья укрепления Альштадта были серьезно модернизированы: вертикальные стены рва, заполненного водой, забраны в камень, сделан пархам и усилена оборонительная кирпичная стена. Свайные сооружения обеспечивали устойчивость каменных конструкций в сложных гидрологических условиях.

В заполнении рва выявлено большое количество находок, в том числе хорошо сохранившиеся деревянные рамы окон, в которые с помощью свинцовых переплетов вставлены цветные витражные стекла, ожерелка — шейная часть доспеха, набор деревянных арбалетных стрел с металлическими наконечниками, наконечники копий и дротиков, ружейный кремневый замок, детали ружейного прибора, разные типы шпор со звездочкой, предметы быта: замки, кухонная и столовая посуда, поясная гарнитура, украшения.

В культурном слое выявлено несколько тысяч индивидуальных находок: монеты, отчеканенные в разных городах и государствах Европы, в том числе прямоугольные шведского чекана; счетные жетоны, свинцовые товарные пломбы; стеклянные бокалы, в том числе с росписью. Керамические изделия представлены фрагментами кухонной и столовой посуды, белоглиняными голландскими или североевропейскими курительными трубками, изразцами, строительной керамикой. Хорошо сохранились деревянные посуда, ложки, кожаный книжный переплет с тисненым изображением, детали кожаной обуви, ножен, рукавиц, ремней. В большом количестве выявлены фрагменты текстиля, в том числе и грубого плетения — вероятно, от товарной тары.

После утраты оборонительного значения исследованный участок укреплений превратился в жилой городской квартал с плотной застройкой. Свайные и лежневые деревянные конструкции, на которые опирались валунные фундаменты, обеспечивали достаточную устойчивость двух- и трехэтажных кирпичных зданий. При возведении последних существовавшие к тому времени элементы оборонительных сооружений были использованы в качестве готовых капитальных стен, к которым пристраивались новые кирпичные стены. Для зданий XVIII–XIX вв. использовались строительные материалы из частично разобранных ранних построек.

Расположенная в непосредственной близости от исследованного участка р. Преголя и ручей, стекавший в оборонительный ров с расположенной рядом высокой террасы, обусловили необходимость постоянного осушения участка. Многочисленные гидрологические сооружения с течением времени конструктивно изменялись. Среди них — открытые водосборные канавы, стены которых были укреплены горизонтально лежащими досками, удерживаемыми вертикально забитыми кольями; дренажные трубы из целых (неколотых) сосновых бревен длиной до 9 м с высверленной внутренней частью; кирпичные каналы с арочными сводами; деревянные и кирпичные аккумулирующие колодцы. Благоустройство улиц и переулков, а также дворов обеспечивалось булыжными вымостками, каменными тесаными и пилеными плитами, брусковым бордюрным камнем.

На участке перед оборонительной стеной Альштадта размещались постройки и сооружения Ластадии. Удалось проследить этапы антропогенного изменения береговой линии и возведения деревянных, кирпичных и прочих конструкций, сформировавших позднее набережную реки, которая в XIX в. была каменной. После формирования нового уровня береговой дневной поверхности на участке Ластадии уже в XIV–XV вв. сооружена первая постройка (в технике фахверка) на берегу Преголи. Она была разделена перегородками на несколько помещений, в кухонном отсеке на кирпичной вымостке размещен открытый очаг. Поблизости — хозяйственная постройка с заглубленным в грунт подпольем.

Во второй половине XIX в. прибрежная площадка получила сплошное булыжное мощение, рельсовые пути для вагонов, в которые разгружались с кораблей тюки и бочки для перевозки в расположенные западнее склады-шпайхеры. На участке, примыкавшем к берегу, было построено кирпичное административное здание с подвалами. Исследованный участок Ластадии к концу XIX — началу XX в. стал частью грузового терминала Внутренней гавани Кенигсберга, разрушенной в августе 1944 г. во время бомбардировки города английской авиацией.

А.Н. Хохлов

Электронная версия издания