Новый Иерусалим (монастырь Воскресения Христова) на р. Истра

Экспедиция Института с 2009 г. ведет непрерывные работы в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре на р. Истра в Подмосковье. Это фундаментальный проект по исследованию культуры Русского государства в эпоху патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и его наследников — Феодора Алексеевича и Петра I. Археологические материалы позволили обрисовать деятельность патриарха как попытку запуска проекта своеобразной «церковной модернизации» России, модель которой отчетливо видна в веяниях европейского рационализма и просвещения, в овладении технологиями и наряду с этим в принятии образцов западной иконографии и начавшемся знакомстве с визуальным культурным кодом европейцев.

Следы «стилистико-технологического взрыва» середины XVII в. в Новом Иерусалиме на р. Истра представлены в огромном количестве: коллекция находок музейного значения стремится к 10 тыс. экз.; в состав ансамбля введено около 40 архитектурно-археологических объектов, в основном неизвестных ранее источникам. Выявлены остатки недолго существовавшей часовни над артезианским «самовзводным» колодцем, когда-то украшенным фигурой ангела, и фундамент «капеллы франков», отвечающей иерусалимскому прообразу XII в. (заложена при Никоне, но не возведена); участки древнейших (1660–1680-х годов) кладбищ и мощные облицовки склонов холма каменными квадрами наряду с первоначальной обкладкой этих склонов вертикальным бревенчатым панцирем, опиравшимся на тарасы, прислоненные к склону.

Совершенно особую роль играет открытие производственных площадок середины 1650 — начала 1690-х годов, среди которых печь для отливки колоколов («колоколенная яма») и несколько керамических горнов (в одной из обжигательных камер сохранилось заполнение — ряды стоящих на ребре или рельефом вниз обожженных изразцов без поливы, причем на некоторых оттиснута дата «1690 год», момент завершения строительства). В ареале этих площадок собраны до сих пор не встречавшийся в русском гончарстве «печной припас» (специальные подставки и крепления) и распределители жара, открытые миски с высокими стенками для варки эмали (на одной сохранилось граффити по сырому: «Зделана… плошка») и штампы для отдельных изобразительных элементов изразца; невостребованные полуфабрикаты и бракованные изделия. Не менее интересна и продукция, в ряду которой уникальные экспериментальные артефакты: крупные керамические иконы «Пантократор» и «Распятие» (во фрагментах); шутейная керамическая книга-фляжка (инициалы на ней могут быть раскрыты как принадлежащие патриарху Никону); часть неудавшейся отливки самого большого (вес около 500 пудов) монастырского колокола, Воскресенского (конца 1650-х годов), считавшегося полностью утраченным. Фрагмент несет часть композиции «Сошествие во Ад» (православной версии композиции «Воскресение»), выполненной в стиле барокко.

Среди находок есть и более древние произведения церковного искусства, такие как фрагменты большой стеатитовой византийской иконы XII–XIII вв., художественные изделия из металлов, вероятно, происходящие из ризницы патриарха.

За семь лет работы экспедиции заново написана история ключевой для русской культуры обители, где в XVII в. возникла единственная полноразмерная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Древности монастыря приобрели новое качество, их можно рассматривать как эталонный историко-архео­логический контекст начала Нового времени, они дают возможность подробно изучить раннюю индустрию, развитие вкусов и бытового комфорта, изменения в иконографии. Лабораторные исследования богатейших материалов только разворачиваются, но наука уже получила возможность оценить «проект» патриарха Никона как решительный шаг по культурному сближению, сопоставимый с дея­ниями Пет­ра I и сделавший Новый Иерусалим частью общей духовной атмосферы Европы. Монастырь на глазах превращается в ключевой памятник уже не только русской, но общеевропейской христианской культуры, демонстрирующий особую, московскую, версию механизма культурной трансформации России в его зрелой форме.

Экспедиция стала базой проведения научных и практических конференций, включенных в план Министерства культуры РФ и направленных на установление сотрудничества науки и культуры с Церковью и производством. Особенность исследований — прямой перенос научных достижений в практику восстановления культурного наследия. На основе материалов экспедиции научно воссозданы печи XVII–XVIII вв., музеефицированы горны, проектируются музейные экспозиции. Временные выставки находок неоднократно посещало руководство страны (07.11.2014 — Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев и Патриарх Кирилл).

Л.А. Беляев

Электронная версия издания