Подводные раскопки судна «Архангел Рафаил»

Весной 2014 г. совместная экспедиция Института археологии и Национального центра подводных исследований, АНО (Санкт-Петербург) начала подводные раскопки торгового судна «Архангел Рафаил», затонувшего в Финском заливе в 1724 г. Это судно было обнаружено в 2002 г. киноэкспедицией «Тайны затонувших кораблей» благодаря документам, найденным в фондах Российского государственного архива ВМФ при поисках информации о кораблекрушениях в Финском заливе в XVII–XVIII вв. Сохранившиеся архивные материалы позволили подробно реконструировать последнее плавание «Архангела Рафаила».

Судно, принадлежавшее голландскому оптовому купцу Герману Мейеру, 15 октября 1724 г. покинуло Санкт-Петербург с малым грузом (150 тюков кож, тюк полотна, 2 тюка пряжи и 30 бочек сала). В начале декабря жители мызы Сааренпя на о. Бъерке обнаружили торчащую из полыньи верхушку мачты и, ныряя, за 3 недели подняли с неизвестного судна не менее 350 тюков кож, отметив, что это лишь небольшая часть находившегося в трюме груза. Г. Мейер заявил свои права на поднятый товар, но отказался выплачивать жителям Бъерке компенсацию за его спасение, что привело к громкому судебному разбирательству. Крупная сумма была выплачена Г. Мейером лишь после того, как этим случаем заинтересовался Петр I. Следствие установило, что после ухода из Санкт-Петербурга «Архангел Рафаил» еще не менее 40 дней стоял на якоре западнее о. Котлин, где принимал на борт контрабандный груз с лодок, из-за чего не смог вовремя выйти в Финский залив и был раздавлен льдами в проливе Бъеркезунд.

Архивные материалы локализовали район кораблекрушения: мыза Саранпя (Saarenpaa) находится на о. Большой Березовый (Bjorko), фарватер вдоль острова размечен в 1722 г. Учитывая, что при выходе в Финский залив судно могло сдавить льдами лишь вблизи мелководных банок, именно здесь в 2002 г. и была проведена гидроакустическая разведка, выявившая на глубине 18 м корпус судна длиной около 29 м. Весной 2003 г. Р.Ю. Прохоров выполнил планиграфическую фотофиксацию судна и создал его фотоплан. Конструктивные особенности — высокий бак и корма, сужающийся к палубе корпус, форма княвдигеда (носовой части) — позволяют определить тип судна как трехмачтовый флейт постройки XVII в. В 2004 г. среди завала обломков обнаружены кирпичи с клеймом «SP» («Дом Святого Петра», г. Любек, XVII в.), северогерманские блюда с датами 1696 и 1699 гг., бочка с зерном. Материалы из германских архивов свидетельствуют, что «Архангел Рафаил» был построен в Любеке в 1693 г., причем именно верфи этого города в XVII в. специализировались на постройке флейтов. Собранная информация позволила уверенно идентифицировать найденное судно как «Архангел Рафаил», и на этом его изучение было приостановлено.

В 2000–2006 гг. в проливе Бъеркезунд был построен нефтеналивной порт Приморск, и вблизи «Архангела Рафаила» началось регулярное движение крупнотоннажных танкеров. Визуальный осмотр судна в 2013 г. выявил заметное ухудшение его сохранности, вероятно, из-за турбулентных потоков воды от прохождения танкеров по близлежащему фарватеру. Это обстоятельство, а также перспектива хозяйственного освоения прилегающей акватории сделали актуальным оперативное доследование «Архангела Рафаила».

Основные задачи — уточнение конструкции днищевой части корпуса, отработка методики подводных раскопок на значительной глубине в сложных условиях Финского залива, отбор экспонатов для музеефикации. Доследование началось в апреле 2014 г. с разборки массивного завала из деревянных обломков надстройки и палубы, перекрывающего центральную и кормовую части корпуса судна. После разборки завала началась расчистка слоя донных отложений, перекрывающего трюм судна. Песок и ил оказались густо насыщены щепками, что осложнило работу. Но все же удалось вести контролируемую послойную расчистку донных отложений в трюме судна, сведя отказы оборудования к минимуму. В процессе расчистки оказалось, что под слоем донных отложений толщиной 30–40 см находятся плотно уложенные целые и сломанные бочки. Во многих расколотых бочках сохранилось содержимое — зерно, сало, деготь. В центральной части трюма между бочками обнаружены одежда и обувь — камзол, штаны, туфли, портупея, оперативно переданные на консервацию в Государственный Эрмитаж. В кормовой части судна найдены предметы, вероятно, из капитанской каюты — металлическая посуда, весы, циркуль.

После расчистки части трюма стало очевидно, что вручную провести точные обмеры десятков выявленных находок в условиях ограниченной продолжительности погружений не представляется возможным. В этой ситуации оптимальным методом фиксации была признана фотограмметрия, позволяющая создать точную трехмерную модель раскопа, и уже по ней определять положение и размеры находок. Для успешного моделирования необходимо полностью расчистить значительный участок трюма от донных отложений, что было выполнено к сентябрю 2014 г. Однако сразу же провести фотосъемку расчищенной площади не удалось, так как прозрачность воды в районе работ снизилась до 1–1,5 м. Продолжение расчистки трюма и систематическая фотофиксация запланированы в сезоне 2015 г.

С.В. Ольховский

Электронная версия издания