Церковь на Пятницком ручье в Смоленске

В самом центре Смоленска осенью 2012 г. было обнаружено скопление плинфы, плоского и близкого к квадрату кирпича византийского образца. При зачистке стало ясно, что перед нами остатки храма — фрагменты оснований стен и столбов. Летом 2013 г. удалось провести планомерные раскопки на большой площади и раскрыть весь архитектурно-археологический памятник.

Храм сохранился почти полностью, за исключением алтарной части: с востока через уступ холма в конце XVI в. прошла каменная стена Смоленска, сооруженная зодчим Федором Конем. При строительстве фундамента этой мощной крепостной стены, огромные валуны которого в несколько рядов сохранились у восточной части древней постройки, четверть храма, восточную — с тремя полукруглыми апсидами, разрушили заложенным для этого фундамента рвом. Перед стеной примерно в 15–20 м был устроен сухой ров или, в некоторых местах, эскарп, который разрушил западную часть галереи вокруг храма.

К моменту сооружения стены и рва древняя церковь была уже в руинах и представляла собой задернованный холм щебня, а потому стало возможным ее частичное разрушение. Следует сказать, что древний храм разрушился или был разрушен еще в XIV или XV в., на его развалинах возникло кладбище, существовавшее до XVI столетия. Посвящение храма забылось, по месту его прошла каменная стена, а такие названия соседних объектов и урочищ, как Пятницкий конец, Пятницкая башня и Пятницкий ручей могут относиться как к этой церкви, так и к другой, располагавшейся на другом берегу Пятницкого ручья. За той церковью, раскрытой археологами, закрепилось уже название «церковь Пятницы», а поэтому было предложено другое название для раскопанного нами памятника — «церковь на Пятницком ручье».

При раскопках выяснилось, что на уступе холма над рекой в середине XII в. был построен небольшой четырехстолпный храм характерного для Смоленска в частности и для Приднепровья в целом типа. Он был сложен только из плинфы в так называемой равнослойной технике кладки и с использованием раствора кремового цвета с небольшой примесью битой плинфы. Это была, по всей видимости, одноглавая церковь, барабан купола которой поддерживали четыре крестообразных в плане столба. Стены храма внутри не имели отвечавших столбам лопаток, что характерно для второй половины XII столетия (в середине века каждой лопатке столба еще соответствовала лопатка на внутренней стороне ограничивающих пространство стен; потом эти внутренние лопатки исчезли).

Извне фасады храма были расчленены на прясла лопатками, причем к средним двум лопаткам западного и боковых фасадов были прислонены полуколонны, типичные для архитектуры Приднепровья середины–второй половины XII в. Пол был настлан из плинфы, возможно, что-какие-то его участки были украшены орнаментами из поливных плиток пола (обнаружено несколько плиток, но не на своих местах, а уже в развалах).

Внутри храм был расписан — многочисленные фрагменты фресковой росписи домонгольского времени открыты при раскопках; среди них выделяются фрагменты с личным письмом и орнаментами.

В церкви совершались погребения: остатки стенной ниши в южной стене, так называемого аркосолия, содержали останки мужчины среднего возраста, тогда как во втором погребении, устроенном с внешней стороны западной стены в специальном плинфяном саркофаге, найдены костяки женщины среднего возраста и ребенка. Эти погребения наводят на мысль о том, что данный храм был монастырским и связан с одной из княжеских или, что менее вероятно, боярских семей Смоленска, погребавшихся в сооруженной ими каменной церкви.

В дальнейшем погребения совершались уже, как было сказано, в руинах собора, большинство из этих погребений ничем не выделяются. Исключение составляет белокаменная плита одного из погребений на месте южной галереи, она потрескалась, но все же можно хорошо различить орнамент «волчий зуб» по краю и довольно оригинальный «узел» в середине плиты. Эта плита относится, вероятно, к XV или XVI в.

В начале XIII в. первоначальный храм с трех сторон был обстроен каменной галереей, сооруженной также из плинфы, но уже другого формата, и тоже в равнослойной технике кладки. Галереи в это время сооружались и во многих других храмах Смоленска, они предназначались для погребений членов семьи ктиторов храма и самой галереи. Участки галереи прослежены с севера и с юга от ядра храма, нет сомнения в том, что галерея проходила и с запада, но там она, как было сказано, разрушена проведенным перед стеной Федора Коня рвом.

С севера от ядра храма сохранился упавший фрагмент его северной стены с арочным окном, позволяющим судить о форме проемов постройки. В развалинах храма обнаружен большой фрагмент бронзового колокола, по форме схожего с известными домонгольскими колоколами; этот колокол, очевидно, висел на западной стене церкви и упал во время ее разрушения.

Найденный в Смоленске ранее не известный каменный храм середины XII — начала XIII в. является интереснейшим образцом древнерусской архитектуры Поднепровья и служит еще одним свидетельством богатой и сложной культуры средневекового Смоленска.

Вл.В. Седов

Электронная версия издания