Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде Великом

Георгиевский собор Юрьева монастыря — один из самых ярких памятников домонгольского зодчества Новгорода, заложенный по заказу новгородского князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича в 1119 г. Это большой шестистолпный собор с тремя главами, одна из которых венчает квадратную в плане лестничную башню, винтовой всход которой ведет на высокие хоры. Он доминирует над величественным равнинным пейзажем южных окрестностей Новгорода, где р. Волхов изливается из оз. Ильмень.

Георгиевский собор в основном сохранил формы начала XII в., за исключением того, что вверху его позакомарное завершение с «волнами» полукруглых арок было заменено в начале XIX в. на четырехскатную крышу, а внизу собор в результате нескольких подсыпок полов стал ниже более чем на 1 м. Храм в западной половине был раскопан в 1930-е годы экспедицией знаменитого ленинградского археолога М.К. Каргера, который снял поздний пол и подсыпку под него и открыл уровень древнего, первоначального пола собора, а также домонгольские погребения князей и посадников, устроенные в каменных и плинфяных саркофагах.

В 2013 г. экспедиция Института начала работы в Георгиевском соборе. По согласованию с митрополитом Новгородским Львом для разведочных шурфов были выбраны два участка: в средней апсиде и северном рукаве креста собора. Выбор этих участков был связан с тем, что на первом предполагалось определить стратиграфию подсыпок и наличие древних конструкций, а на втором — найти место погребения святителя, архиепископа Феоктиста, мощи которого были перенесены в собор из пригородного новгородского Благовещенского монастыря в 1786 г. В результате проведенных работ удалось установить, что в средней апсиде собора сохранился уровень первоначального пола, а также основание древнего престола. В подсыпке под поздний пол зафиксировано огромное количество фрагментов фресок, фресковые композиции орнаментального характера были открыты и на стене храма — ниже уровня позднего пола. В северном рукаве креста собора выявлена каменная плита над погребением святителя Феоктиста, достоверно обозначающая место его погребения, «потерянное» при перестройках и переделках XX в.

В 2014 г. в Георгиевском соборе удалось провести масштабные архитектурно-археологические раскопки, в результате которых открыта от позднейших наслоений вся восточная половина храма — до уровня первоначального пола. В процессе снятия подсыпок под поздний пол, начала XIX в., устроенный в процессе перестройки собора в 1820-е годы по заказу архимандрита Фотия, выяснилось, что подсыпки почти на 90% состоят из фрагментов первоначальных фресок собора, относящихся к 1120-м годам и сбитых со стен для того, чтобы вновь расписать собор в стиле позднего барокко.

В процессе работ собрано несколько тысяч планшетов с фресками, среди которых — как фрагменты с фонами и буквами живописных надписей, так и орнаментальные композиции и довольно многочисленные (несколько десятков) фрагменты с «личным письмом», представляющим особую ценность как источник для изучения стиля исчезнувшей росписи. Было найдено два десятка ликов небольшого размера и очень тонкого и изысканного письма, а также многие десятки фрагментов ликов.

Кроме ликов и фрагментов одежд найдены надписи: как дипинти, написанные красками во время росписи, так и граффити, процарапанные на фресках, причем в раннее время, в XII и начале XIII в. Эти надписи-граффити составили целый комплекс надписей исторического содержания, часто они датированы и рассказывают о смерти и погребении того или иного лица. Наиболее яркая находка из этого круга — надпись 1198 г., повествующая о смерти и погребении в Георгиевском соборе двух княжичей, Изяслава и Ростислава, юных сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича. Это одна из самых больших древнерусских надписей-граффити.

На стенах собора выявлены значительные участки древних фресковых росписей. Это орнаментальные композиции, так называемые мраморировки или полилитии, которые имитируют плиты полированного мрамора, украшавшие стены константинопольских храмов. Это композиции из прямых, волнистых и «точечных» линий, разделенных красными полосами.

В самом соборе открыты как древние, так и поздние конструкции, связанные с богослужением. К поздним относятся средний престол из кирпича и повышение пола в алтарной части, солея, устроенные на рубеже XVII–XVIII вв.

Ранние конструкции, относившиеся ко времени постройки и украшения собора в 1120–1130-е годы, — основание первоначального престола, покоившегося на каменных столбиках, каменная скамья для духовенства в средней апсиде, два боковых «коробчатых» престола в боковых апсидах, а также первоначальный пол собора, состоявший из известковой подготовки и лежавших на ней крупных плит очень хорошо обработанного известняка. В результате открыт целый комплекс нового материала, свидетельствующего о необыкновенно сложной декорации монастырского собора. Раскопки в Георгиевском соборе предполагается продолжить.

Вл.В. Седов

Электронная версия издания