Древнейшие произведения изобразительной деятельности

Особенности создания верхнепалеолитических произведений искусства в пещерах и на открытых скалах, предметов мелкой пластики, по-новому высвечивают применение современных методов анализа и исследовательской фотосъемки.

Изучение красочных материалов и верхнепалеолитических настенных изображений осуществляется в Каповой пещере (Шульган-Таш) на Южном Урале в рамках сотрудничества с Южно-Уральской археологической экспедицией МГУ им. М.В. Ломоносова. Это важнейший самый восточный памятник пещерного искусства, удаленный от основного скопления пещер с живописью на 4000 км. Всего на пространстве от южной оконечности Иберийского полуострова до Урала обнаружено около 300 декорированных пещер. Для палеолитического слоя Каповой имеются радиоуглеродные даты в интервале от 13900 до 16710 л.н., фрагменты скальной породы и плитки с изображениями были ранее выявлены в культурных слоях, что наряду со стилистикой, свойственной пещерному верхнепалеолитическому искусству, позволяет уверенно связать эпизоды художественной деятельности и этапы освоения пещеры. Росписи локализуются на двух уровнях — в среднем (залы Купольный, Знаков, Хаоса) и верхнем ярусах (зал Рисунков). Изображения выполнены в основном красной краской, многообразие ее оттенков, специ­фика использования фактуры стен в разных залах, наличие тайников краски дают возможность уточнения особенностей рецептуры изготовления пигментов, их разновременных вариантов, определения источников сырья и других вопросов технико-технологических особенностей росписей.

Гематит составляет основу всех проанализированных образцов пигментов, однако варьирует размер его частиц,  различаются также состав и строение материала субстрата, по которому выполнены изображения. Установлено, что для некоторых из них в зале Рисунков характерно использование фактурной поверхности стен, применение преимущественно непосредственно по скальной поверхности светло-красной краски с мелкими (менее 1 мкм) частицами гематита. На среднем ярусе пещеры к ярко-красным изображениям добавляются выполненные краской вишневых оттенков, для которой характерны крупные кристаллы гематита. На панно «Решетка» краски обоих типов перекрывают друг друга, анализ последовательности возникновения этого бихромного палимпсеста может быть существенным для уточнения относительной хронологии росписей Каповой пещеры. Для «трапеции» на композиции «Лошади и Знаки» в зале Хаоса установлена еще одна рецептура приготовления краски – характерная смесь крупнокристаллического гематита с углем. Многие росписи в этом зале выполнены по натечным образованиям — предпочтение отдавалось более светлым участкам, покрытым слоями кальцита, которые выделяются на фоне серовато-коричневой поверхности стены.

В пещере обнаружено несколько скоплений красочной массы разного состава и оттенков, которые соответствуют цвету красок изображений на стенах. Преимущественно они выявлены между камнями в зале Хаоса, имеющего сложный рельеф пола, сформировавшегося в результате обвала части потолка. Были они обнаружены и в зале Купольный, а также на верхнем ярусе в зале Рисунков.

Выходы железосодержащей руды, находящиеся в непосредственной близости от пещеры, могли служить источником сырья для изготовления пигментов, что нашло экспериментальное подтверждение. Методами рамановской спектроскопии и электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом определен состав конкреций коричневого цвета, содержащих гётит, анатаз, лепидокрокит и глинистые минералы. Возможность получения краски при обжиге с последующим измельчением образцов руды была подтверждена экспериментально. Определение фазового состава образцов до и после обжига, а также изучение поведения образца в процессе нагревания с использованием термогравиметрии показали, что основной процесс, происходящий при обжиге, состоит в дегидратации гётита с образованием гематита. Данный процесс с древности широко применялся для получения красной краски.

В исследованиях использовались методы рамановской спектроскопии, электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом, рентгеновской дифракции, дифференциальной сканирующей калориметрии, поляризационной микроскопии и др.

Образцы мелкой пластики палеолита детально характеризуют различные методы исследовательской фотосъемки (со сверхвысоким разрешением, а также в различных спектральных диапазонах). На скульптурном изображении бизона из Зарайска, выполненного из бивня мамонта и имеющего на поверхности красные и черные разнофактурные пятна, сопоставление карт нормалей разных участков позволило подтвердить постдепозиционный характер появления следов черного вещества. Изучение произведений креативной деятельности современными методами дает возможность точнее оценить их место в системе первобытной культуры и технико-технологические особенности их исполнения.

А.С. Пахунов,

В.С. Житенев,

Е.Г. Дэвлет

Электронная версия издания