Памятники наскального искусства Дальнего Востока

Местонахождения петроглифов и росписей, казалось бы даже хорошо известные,  имеют огромный потенциал для дальнейших исследований и таят в себе немало информации, извлечь которую возможно с применением современных методов. Это продемонстрировали работы на Пегтымеле:  не только существенно увеличена коллекция петроглифов, но и скорректированы представления о хронологии и технике наскального искусства Чукотки.  Изу­чение местонахождений Сикачи-Алян на р. Амур и Шереметьево на  р. Уссури позволило дополнить корпус петроглифов новыми уникальными антропоморфными и зооморфными образами, а современные методы документирования с использованием RTI-съемки (многоугловой теневой фотосъемки), фотограмметрии — расширить представления об особенностях изобразительной традиции и природном контексте.

В 2013 г. Сикачи-Алян — единственный в России памятник наскального искусства под открытым небом, включенный в предварительный список наследия ЮНЕСКО, – испытал катастрофическое наводнение. Вода в р. Амур достигла исторического максимума, поднявшись до отметки +800 см, все прибрежные базальтовые валуны с петроглифами были затоплены. Сильнейшее природное воздействие не могло не сказаться на сохранности наскальных изображений и общем состоянии историко-культурного ландшафта — многие  камни с петроглифами оказались смещенными, изображения были не видны. Эти процессы ежегодно в большей или меньшей степени происходят на Сикачи-Аляне — единственном в мире памятнике наскального искусства, компоненты которого находятся в постоянном движении под действием могучих вод Амура, особенно в период ледохода, когда глыбы льда переворачивают прибрежные камни, в результате одни изображения пропадают из поля зрения, другие появляются. Если декорированные валуны располагаются не на скальном основании, а на песке, они проседают и могут быть практически полностью засыпаны.

Эти особенности местонахождения предъявляют специфические требования к методике мониторинга состояния сохранности, оценке деструкций. Использование фотограмметрии показало эффективность для фиксации местоположения каждого элемента динамично меняющегося памятника,  визуализации и  показа его особенностей.

Практически все петроглифы Сикачи-Аляна выполнены на камнях разного размера и формы. Предпочтение валунов в качестве природных скальных «полотен» — особенность локальной изобразительной традиции. Фактура валунов помогала художникам придать личинам — центральным образам наскальной галереи  Сикачи-Аляна — удивительную выразительность. Размещение антропоморфных личин на схождении граней сделало их рельефными – такие  петроглифы Сикачи-Аляна тяготеют уже не к плоскостным изображениям, а к барельефам. Многие оконтурены широким желобком — этот прием, редко встречающийся в наскальной традиции, визуально поднимает силуэт изображения, отделяет его от скального фона.

Петроглифы Уссури до недавнего времени демонстрировали иные предпочтения — они были известны лишь на прибрежных вертикальных скальных выходах. Однако в последние годы по правому берегу реки между селами Шереметьево и Кедрово в 130 км к юго-юго-западу от Хабаровска на границе с Китаем были обнаружены изображения на отдельно лежащих валунах как в прибрежной зоне, так и на надпойменной террасе.  Личины-маски формируют иконографическую специфику репертуара петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево, являются наиболее яркими образами наскального искусства. Одиночные и парные, лишенные абриса и контурные, окруженные расходящимися лучами или увенчанные декоративным завершением, простые трехточечные и с детализированным сложным внутренним заполнением — они индивидуальны, колоритны, самобытны и выразительны. Также представлены изображения  животных (лошадь, лось, тигр, кабан и др.), змей и птиц,  следы животных, знаки.  Обращает на себя внимание многообразие приемов использования фактуры камня для выполнения петроглифов, создания барельефов и намеченный переход к круглой скульптуре.

Широкий временной диапазон существования петроглифов Амуро-Уссурийского региона (от эпохи камня до средневековья), обширные этнокультурные параллели с традиционной культурой современных народов Приамурья и широкие трансокеанские аналогии, исключительная выразительность художественных образов, уникальный природный контекст делают дальневосточные памятники наскального искусства неповторимыми, имеющими мировое значение.

Е.Г. Дэвлет

Электронная версия издания